Экзистенциальное консультирование

Человек свободен, одинок и конечен в поисках смысла своего существования. Не в этом ли возможность осознания ценности своей жизни?

Что такое экзистенция?
Экзистенциальная психология одно из множества направлений гуманистической психологии, которые объединены одной общей идеей: человек представляется в ней самой большой ценностью, субъектом своей жизни и деятельности, который стремится к саморазвитию и самоактуализации себя как личности.

Экзистенциальная психология как истинно гуманистическое направление придерживается этих общих для всех направлений гуманистической психологии постулатов, привнося, безусловно, и свои уникальные ценности и категории.

Слово «existence», легшее в основу названия этого подхода, произошло от латинского корня ex-sistere, имевшего значение «появляться, выделяться». Таким образом, экзистенция буквально означает «бытие, существование».

А значит, экзистенциальная психология это направление гуманистической психологии, которое фокусирует свое внимание на базисных, бытийных проблемах существования личности. В свою очередь, экзистенциальное консультирование это форма психологической помощи, опирающаяся в своем подходе и методах на базовые категории экзистенциальной психологии.

Основными бытийными категориями жизни человека экзистенциальное консультирование считает: конечность существования отдельного человека, феномен жизни и смерти, свободу как конгломерат ответственности за свою жизнь и воли как деятельного отношения к жизни, изоляцию или одиночество, смысл или бессмысленность человеческого существования.

Эти глубинные данности человеческой жизни, согласно экзистенциальному подходу, определяют вектор и наполнение жизни каждого человека, осознает ли он это, или бессознательно следует их влиянию.

Современное состояние дел в области экзистенциальной психологии, консультирования и психотерапии некоторая обособленность ее от других психологических подходов. Ирвин Ялом сравнивает ее с «бездомным бродягой, который ничему не принадлежит». Тем не менее, она имеет свои генеалогические корни и «дружественные» ей по ценностям и приоритетам современные подходы психотерапии.

Философские корни
Обычно к экзистенциальной философии относят всех мыслителей, которые имеют дело с категориями бытия, существования, смысла или абсурдности, свободы, ответственности, выбора или одиночества. Однако, в таком случае экзистенциальная традиция присуща творчеству всех философов кто же из мыслителей не увлекался столь притягательными для размышлений темами? Да и тема смысла жизни, столь же древняя, как и само человеческое существование, неизменно оставалась в луче внимания творцов всех времен (не только философов).

Основоположником экзистенциальной философии в чистом виде традиционно принято считать Серена Кьеркегора. Датский философ в первой половине XIX века первым обращается к проблеме человеческого существования как самостоятельному феномену. Наблюдая все более упрощающуюся жизнь людей вокруг,

Кьеркегор пытается путем ему доступным (философским) «усложнить» жизнь, показать ее многослойность, смысловую наполненность, внутреннюю противоречивость. В своем подходе он обращается к категориям отчаяния (как неизменной данности человеческой жизни) и страха (страха смерти и возможности неправильного использования своей свободы). Кстати, эти категории очень близки современной экзистенциальной психологии.

Пионерские идеи С. Кьеркегора не приобрели популярности у современников, но были развиты другими философами-экзистенциалистами М. Хайдеггером и К. Ясперсом.

Мартин Хайдеггер в своем философском труде «Бытие и время» вводит категорию Dasein (дазайн) человека существующего, данного, но одновременно и организующего существование. Эта философская категория повлияла на формирование идеи экзистенциальной философии о том, что человек это не просто субъект, воспринимающий наличную реальность, но является сознанием, формирующим, создающим эту окружающую реальность. Хайдеггер продолжает исследование бытийных проблем человека (конечность, временность, страх, тревогу и пр.).

Карл Ясперс утверждает, что существует конфликт между мировоззрением личности (субъекта) и объективной реальностью. Экзистенциальный страх и тревога перед бытийными феноменами маскируется за рациональными построениями и наслоениями интеллекта человека. Другими словами, психологическая сущность человека управляется глубинными базисными данностями, принятие которых не удовлетворяется объективной реальностью.

Философские построения Кьеркегора, Хайдеггера, Ясперса в значительной степени повлияли на формирование будущей экзистенциальной психологии, хотя тексты их трудов весьма сложны для понимания психологами-практиками. Вместо традиционной формы философских трудов многие видные экзистенциальные философы использовали форму художественной литературы (М. Бубер, А. Камю, Ж.-П. Сартр, М. де Унамуно).

Экзистенциальный анализ: в противовес психоанализу
Европейские экзистенциальные аналитики очень разные деятели экзистенциального подхода (М. Босс, Л. Бинсвангер, В. Франкл, Р.Кун, Е. Минковский).

Сошлись они в одном: в сомнении и критике постулатов классического психоанализа (редукционизм, материализм и детерминизм в объяснении человеческой природы). В противовес фрейдизму и неофрейдизму они выдвигают концепцию феноменологического подхода к личности человека. Он заключается в восприятии терапевтом феноменов психического мира человека как некой целостности и ценности, не опираясь на предубеждения и предпосылки, которые их искажают.

Однако большого распространения европейский экзистенциальный анализ не получил, исключая, разве что, логотерапию В. Франкла (она несла в себе много прагматичности и практичности, что делало ее весьма удобной для психотерапии).

Добавить комментарий