Самой, пожалуй, главной особенностью процессуальной психологии является то, что она возвращает нас к исконному значения слова «therapeutes» — человек, помогающий в процессе лечения. К сожалению, исконный перевод этого слова забыт, и в настоящее время, по словам С.Грофа, терапевт — это активный агент, который вызывает изменения в пациенте путем специальных вмешательств.
В процессуальной психологии терапевт — это тот, кто разумно сотрудничает с внутренними целительными силами клиента. Это находится в согласии с подходом к психотерапии К.-Г. Юнга, где считается, что задача терапевта — быть связующим звеном между пациентом и его внутренней сущностью, которая таким образом управляет процессом преображения. Мудрость, требуемая для изменения и исцеления, исходит из коллективного бессознательного и далеко опережает знания, которые терапевту доступны интеллектуально.
Поэтому терапевт в процессуальной психологии всегда следует за процессом клиента, поддерживая и усилия его, и помогая клиенту самому получить внелогические прозрения (инсайты) и запустить процессы самоисцеления. Именно поэтому за два-три сеанса работы удается достичь результатов, на которые в классической психологии и медицине требуются месяцы и годы.
В отличии от классической психологии и медицины, до момента окончания сессии терапевт не имеет ни малейшего представления о том, что происходит с клиентом, с какими инсайтами закончится работа.
Другой особенностью процессуальной психологии является использование мировоззрения квантовой физики в процессе работы. Традиционным человеческим мировоззрением является ньютоновско-картезианская парадигма, в которой все четко обусловлено набором причин и следствий, все можно поделить и измерить. В физике этот подход работает для КРУПНЫХ объектов, размером с человека или звезду. Но для сверхмалых и свербольших объектов требуется другая физика и математика, с другой логической парадигмой и философией. С точки зрения обычного человека, эта физика безумна, например «два плюс два может равняться нулю», а «одна бесконечность быть больше другой».
Традиционные естественные и гуманитарные науки зачастую продолжают использовать картезианско-ньютоновскую парадигму в своем мировоззрении. А.Минделл был первым, кто привнес концепции квантовой физики в работу с психикой, фактически превратив ее из науки 20 века в науку 21 века.
Квантовая физика по своим взглядам на мир тесно смыкается с древними буддистскими, шаманскими и даосскими взглядами. И процессуальная психология активно использует элементы мировоззрения древних философских и религиозных систем. Более того, процессуальная психология является духовно-ориентированным направлением психологии. Для ПП человек — это духовное существо, нечто гораздо большее, чем набор винтиков и шурупов, которые можно подкрутить и изменить.
Как сказал один из обучающихся у нас медиков, процессуальная психология — «это фантастично, нереально, невозможно. В нее трудно поверить, она противоречит всему, чему меня учили.» Но тем не менее, работает, причем там, где обычная психология бессильна.
Процессуальная психология — это интегративное направление, в котором в очень красивую и тонкую вязь сплетаются элементы техник из различных направлений классической психологии, гештальта и НЛП, психодрамы и арт-терапии. Поэтому процессуальная психология может гармонично дополнять работу в других направлениях психологии.