Проблема времени на протяжении многих веков волновала величайшие умы человечества: мыслителей древности Сократа, Гераклита, Аристотеля, Платона, философов эпохи Возрождения и Нового времени Декарта, Лейбница, Канта, Гегеля.
Идеи многих философов древности и современные концепции времени находят свое отражение в психологии. Исследованием вопросов, касающихся психологического времени, занимались, в частности, К. Левин, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Д.Г. Элькин, Б.Л. Дуканов и многие другие. На сегодняшний момент можно выделить три основных направления изучения времени в психологии: психофизиологический, психологический и личностный.
Ряд работ посвящен вопросу о том, что считать настоящим, что будущим и что прошлым. К. Левин установил взаимосвязь между прошлым, настоящим и будущим.
Включение будущего и прошлого жизни в контекст настоящего он назвал временной перспективой. Вопрос о существовании единиц психологического времени различной направленности послужил для дальнейшего исследования временной перспективы личности.
В данном исследовании предпринята попытка рассмотрения эмоционального отношения ко времени лиц, страдающих психическими заболеваниями. Введено понятие эмоционального структурировали времени.
Под эмоциональным структурированием времени (ЭСВ) понимается эмоциональное отношение субъекта к независимым составляющим времени (прошлому-настоящему-будущему), входящим в структуру сознания и образующим целостную временную структуру жизни отдельного субъекта.
Хорошее эмоциональное структурирование времени в течении жизни является критерием нормально развивающейся личности, позволяет реально оценивать, переживать и проживать настоящее, учитывать опыт прошлого и прогнозировать будущее, ставить реальные цели и строить планы.
У лиц с психическими расстройствами наблюдается нарушение синтеза прошлого, настоящего и будущего. В зависимости от «качества» эмоционального структурирования времени нами выделяются уровни ЭСВ: I уровень — адаптивный, с «позитивным» отношением как к прошлому, так и будущему, II уровень — пограничный, с «негативным» переживанием субъектом своего прошлого опыта при «позитивном» взгляде на будущее. III уровень ЭСВ — дезадаптивный, отражает такое эмоциональное отношение ко времени, когда человек не видит перспектив в будущем и зачастую негативно относится к своему прошлому и/или настоящему.
Нами было обследовано 198 человек, из них: 127 с различными психическими расстройствами (преимущественно эндогенными) и 71 здоровых. Исследование проводилось с помощью методики ЦТО, обследуемым предлагалось с помощью набора из восьми цветных карточек сделать ассоциативный выбор на понятия: «прошлое», «настоящее», «будущее», который по нашему мнению отражает эмоциональное отношение к данным понятиям.
С целью перевода «языка цвета» в категории эмоциональных переживаний (положительных или отрицательных) был произведен анализ цветовых выборов подгруппы здоровых обследуемых к прошлому, настоящему, будущему.