Исследования восприятия времени у психически нездоровых людей

Проблема времени на протяжении многих веков волновала величайшие умы человечества: мыслителей древности Сократа, Гераклита, Аристотеля, Платона, философов эпохи Возрождения и Нового времени Декарта, Лейбница, Канта, Гегеля.

Идеи многих философов древности и современные концепции времени находят свое отражение в психологии. Исследованием вопросов, касающихся психологического времени, занимались, в частности, К. Левин, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Д.Г. Элькин, Б.Л. Дуканов и многие другие. На сегодняшний момент можно выделить три основных направления изучения времени в психологии: психофизиологиче­ский, психологический и личностный.

Ряд работ посвящен вопросу о том, что считать настоящим, что будущим и что прошлым. К. Левин установил взаимосвязь между прошлым, настоящим и будущим.

Включение будущего и прошлого жизни в контекст настоящего он назвал временной перспективой. Вопрос о существовании единиц психологиче­ского времени различной направленности послужил для дальнейшего исследо­вания временной перспективы личности.

В данном исследовании предпринята попытка рассмотрения эмоциональ­ного отношения ко времени лиц, страдающих психическими заболеваниями. Введено понятие эмоционального структурировали времени.

Под эмоцио­нальным структурированием времени (ЭСВ) понимается эмоциональное отно­шение субъекта к независимым составляющим времени (прошлому-настоящему-будущему), входящим в структуру сознания и образующим цело­стную временную структуру жизни отдельного субъекта.

Хорошее эмоцио­нальное структурирование времени в течении жизни является критерием нор­мально развивающейся личности, позволяет реально оценивать, переживать и проживать настоящее, учитывать опыт прошлого и прогнозировать будущее, ставить реальные цели и строить планы.

У лиц с психическими расстройствами наблюдается нарушение синтеза прошлого, настоящего и будущего. В зависи­мости от «качества» эмоционального структурирования времени нами выделяются уровни ЭСВ: I уровень — адаптивный, с «позитивным» отношением как к прошлому, так и будущему, II уровень — пограничный, с «негативным» пере­живанием субъектом своего прошлого опыта при «позитивном» взгляде на бу­дущее. III уровень ЭСВ — дезадаптивный, отражает такое эмоциональное отношение ко времени, когда человек не видит перспектив в будущем и зачастую негативно относится к своему прошлому и/или настоящему.

Нами было обследовано 198 человек, из них: 127 с различными психиче­скими расстройствами (преимущественно эндогенными) и 71 здоровых. Иссле­дование проводилось с помощью методики ЦТО, обследуемым предлагалось с помощью набора из восьми цветных карточек сделать ассоциативный выбор на понятия: «прошлое», «настоящее», «будущее», который по нашему мнению от­ражает эмоциональное отношение к данным понятиям.

С целью перевода «языка цвета» в категории эмоциональных пережива­ний (положительных или отрицательных) был произведен анализ цветовых вы­боров подгруппы здоровых обследуемых к прошлому, настоящему, будущему.

Добавить комментарий