Новым словом в развитии гуманистической психологии стала теория, разработанная американским психологом и педагогом Карлом Роджерсом. Вобрав в себя основные положения гуманистического подхода, клиентоцентрированная терапия предложила совершенно новые решения психологических проблем. Сегодня это направление представляет собой постоянно совершенствующийся подход к изучению человека.
Главная гипотеза заключается в том, что индивидуальный потенциал каждой личности имеет тенденцию к развитию и открывается в системе сложных взаимоотношений, в которых человек, который оказывает помощь, испытывает по отношению к тому, кому помогает, подлинную заботу и понимание. Ее уникальность заключается в получении результатов непосредственно из данных терапевтических опытов, из записей разговоров, снятых на пленку. Теория является необычайно эффективной в любой сфере, где отмечается психологический рост личности.
Карл Роджерс: новое в психологии
Известный американский педагог и психолог, вошедший в историю психологической науки как основатель клиентоцентрированного направления, Карл Роджерс родился в штате Иллинойс в начале прошлого столетия. Завершив обучение в Висконсинском университете, будущий психолог решил посвятить жизнь служению Богу, для чего поступил в Объединенную теологическую семинарию Нью-Йорка. Во время обучения он увлекся психологией и в 1931 году окончил педагогический колледж при Колумбийском университете со степенью доктора. Изначально К. Роджерса интересовали в большей степени проблемы детской психологии. Основные положения исследований этого периода были изложены психологом в работе «Клиническая работа с проблемными детьми», увидевшей свет в 1939 году. Однако на этом интересы ученого не ограничивались, и в 1942 году в свет выходит его книга «Консультирование и психотерапия». Книга содержала основные положения клиентоцентрированной психологии и стала настоящим событием научного мира, вызвав бесчисленное множество споров.
Вместо слова «пациент» К. Роджерс использовал слово «клиент», изначально полагая, что лучше самого клиента никто не может знать его трудности, а основная задача психолога помочь клиенту самому сформулировать свою проблему, а, впоследствии, и найти и выход из ситуации. Консультант не должен направлять, давать советы, интерпретировать, выдвигать предположений, хвалить или порицать. Консультант это своеобразное «психологическое зеркало», его роль заключается в «отражении чувств», то есть в сообщении клиенту своего понимания чувств и переживаний клиента. В основу гипотезы К. Роджерса положено глубокое понимание человеческой натуры, которая, по мнению психолога, всегда направлена на самосовершенствование и задача терапевта лишь помочь клиенту в этих самостоятельных поисках. По мнению К. Роджерса, именно клиент ответственен за личностные изменения, ни психолог, ни терапия не способны стать «волшебной палочкой», изменяющей личность. Они могут лишь помочь человеку в сложных самостоятельных поисках самосовершенствования.
Главное в теории Роджерса
В последующих работах психолога развивались положения, высказанные в его первой книге. Основной гипотезой К. Роджерса стало понимание того, что главная задача человека, смысл его жизни актуализация и последующее развитие тех положительных качеств, которые заложены в нас природой от рождения. Сам процесс развития и самопонимания сопровождается борьбой и страданиями, падениями и срывами. Однако, потребность «найти себя» вновь и вновь толкает нас на неустанные поиски.
Весь накопленный нами жизненный опыт помогает или мешает нам осуществлять эти поиски. Мы невольно переносим его на процесс решения сегодняшних проблем, причем, делаем это неосознанно, на подсознательном уровне. Понимание и умение правильно оценивать наши прежние ошибки, доверие к собственным ощущениям помогло бы личности осознать, в правильном ли направлении она движется.
Для того чтобы правильно оценить роджеровский подход к терапии, необходимо рассмотреть еще один термин, введенный психологом. «Я-концепция» ориентация психолога на внутренний мир другого человека, использование субъективного опыта для понимания другого. «Я-концепция» осознанное представление о самом себе, объективное осознание своих положительных качеств. Помимо того, как мы осознаем себя сегодня, существует и то, к чему каждый из нас стремится «Я-идеальное». Разрыв между этими двумя гранями личности приводит к страданиям и является главной причиной неадекватного поведения личности.
Причины неадекватного поведения
С самого рождения мы нуждаемся во внимании и понимании других людей. Невольно ребенок старается стать таким, каким, по его мнению, его хотели бы видеть его близкие. С самого детства мы развиваем «Я-концепцию», постоянно вбирая в нее собственные характеристики. Однако, то, каким ребенок есть в действительности, со своими способностями, интересами, склонностями и эмоциями, не обязательно то, чего ожидают от него родители. Разрыв между «Я» и «Я идеальным» и является главной причиной внутреннего конфликта. В то же время, невозможность поступить против нужд самого себя и негативное восприятие своих качеств окружающими приводит к искажению восприятия человеком самого себя, к дезориентации личности.
Угроза истинности собственному «Я» приводит к ощущениям страха и тревоги. В случае если подобные ощущения человек испытывает длительное время, у него могут возникнуть невротические симптомы, являющиеся символом отвергнутого опыта. В свою очередь, невротические симптомы могут являться причиной появления галлюцинаций, бреда, временного помрачения сознания. Для стороннего наблюдателя такое поведения может показаться нелогичным и безумным.
Условия роста и изменения личности
К. Роджерс полагал, что конструктивные личностные изменения могут осуществляться лишь при соблюдении основных шести условий. Соблюдение данных условий позволяет наглядно продемонстрировать то, что в действительности происходит во время терапевтического курса.
Прежде всего, для того, чтобы терапевтическое лечение было успешным и привело к личностным изменениям, необходим тесный контакт между терапевтом и клиентом. По мнению К. Роджерса, без доверительных взаимоотношений, наличия психологического контакта позитивные изменения личности попросту невозможны. Не менее важным является и осознание психологом того, что клиент находится в состоянии тревоги. Он уязвим. Именно состояние тревоги, вызванное разрывом между «Я» и действительными проживаниями человека, часто служат причиной возникновения психопатологий и заставляют обратиться за психологической помощью и поддержкой.
Психолог же, наоборот, согласно мнению К. Роджерса, должен представлять собой полную противоположность. Лишь гармоничной, доброжелательно настроенной личности сможет клиент доверить свои переживания. Помимо доброжелательности, врач должен искренне сопереживать клиенту.
К. Роджерс отстаивал мысль о том, что психолог не может быть полностью интегрированным в своей личной жизни. Вне терапевтических отношений он может испытывать тревогу, враждебность или депрессию. Но во время, посвященное сеансам, ему следует отдалиться от всего прочего и предстать перед клиентом гармоничным открытым человеком.
Задача терапевта, по словам К. Роджерса, потому и является сложной, поскольку, не смотря на его личное отношение к клиенту, при терапевтических сеансах, его работа должна быть сконцентрирована исключительно на словах и чувствах клиента. Последний никоим образом не должен чувствовать неуверенности, тревожности либо других деструктивных чувств психолога.
Неотъемлемым условием терапевтического курса является «безусловное позитивное внимание». Это словосочетание обозначает, что психолог всегда с доброжелательностью относится к клиенту, одобряя положительные изменения его личности и избегая оценки его переживаний и чувств. Другими словами, терапевт принимает клиента таким, какой он есть, не пытаясь навязать последнему установленных обществом ценностей и расценивая его чувства, как неотъемлемую часть субъективного мира клиента. Более того, терапевт должен чувствовать к своему клиенту эмпатию, другими словами, делать все возможное для того, чтобы чувствовать его субъективный мир так же, как свой собственный. Понимать и полностью принимать чувства другого вот, что является, пожалуй, стрежнем теории К. Роджерса. Являясь «психологическим зеркалом» клиента терапевт должен высказывать всеми возможными способами свою эмпатию и «безусловное позитивное внимание». Спокойная атмосфера
Все перечисленные выше условия направленны на создание спокойной атмосферы, в которой должны проходить сеансы клиентоцентрированной терапии. Лишь при соблюдении указанных условий терапия может быть эффективной и позволить клиенту осознать беспокоящие его переживания, не боясь угрозы или порицания, глубже погрузиться во внутренний мир и интегрировать ощущения с постоянно меняющейся «Я-концепцией», преодолевая, таким образом, разрыв. Подход К. Роджерса пронизан оптимистическими взглядами на человеческую природу.
Положив в основу своей теории понимание того, что человек всегда движется по пути самосовершенствования, психолог свел роль терапевта к роли созерцателя, своеобразного «психологического зеркала», главной задачей которого является создание условий, позволяющих клиенту самостоятельно развиваться, совершенствоваться, искать себя. Терапевт «способствует росту и развитию», а не «лечит больных», как во фрейдистском подходе. Главная задача терапии преодолеть разрыв между переживаниями и реальным «Я», помочь принять и понять себя. Теория К. Роджерса оказала огромное влияние на развитие психотерапевтической практики и сегодня ее основные положения успешно используются при консультировании в сфере семейных отношений, образования, политики, управленческой деятельности, расовых отношений.