Гуманистический психоанализ Эриха Фромм

А счастье в чем?
Почему наша жизнь часто напоминает гонку на выживание? Почему порой возникает страстное желание сбежать от всех на необитаемый остров, а в другие моменты душу охватывает опустошающий страх одиночества? Дано ли человеку при жизни обрести благостное состояние гармонии и вдохновляющей радости? Ответы на эти и многие другие вопросы, касающиеся человеческого бытия можно найти в размышлениях Эриха Фромма, имя которого ставят в один ряд с именами Канта, Толстого, Достоевского.

Радикальный гуманист Эрих Фромм
Эрих Фромм, выдающийся психолог и философ, сделал центром своих научных изысканий человека. Не только душу и особенности личности, но и весь окружающий мир, включая культуру и социальное устройство общества, Эрих Фромм рассматривал через призму человека.

Э?рих Зелигманн Фромм (нем. Erich Seligmann Fromm), родившийся в 1900 году, был единственным ребенком в семье ортодоксальных евреев Розы и Нафтали Фромм. О своем детстве Фромм позже напишет, что родители его были очень невротичны, да и сам он был невыносимо невротичным ребенком.

Сильное впечатление на юного Эриха произвела Первая мировая война, начавшаяся в год его 14-летия. По его признанию, он никак не мог понять иррациональности и разрушительности человеческого поведения и страстно желал мира между всеми людьми.

Путь Фромма в психоанализ начался не с врачебной деятельности, как например, у Фрейда, Юнга или Адлера, а с глубокого проникновения в вопросы человеческого бытия. Окончив национальную школу, которая дала ему и хорошее светское образование, Фромм поступает в Гейдельбергский университет и в 1922 году получает степень доктора философии. До 1925 года Фромм проходит психоаналитическую подготовку в Берлинском университете, где знакомится с другими видными психоаналитиками, например, Карен Хорни. Начав частную практику, Фромм параллельно занимается социальными исследованиями в университете Франкфурта-на-Майне.

В 1934 году, опасаясь нацистов, Фромм с женой иммигрирует сначала в Швейцарию, а затем и в США, где продолжает частную психоаналитическую практику и преподавательскую деятельность в различных университетах США и Мексики.

В своей первой книге «Бегство от свободы», изданной в 1941 году, Фромм выразил основные идеи и взгляды на проблемы человека и мира, которые он будет развивать в своих последующих работах.

Практикуя психоанализ и проводя масштабные социальные исследования, Фромм все больше разочаровывается в современном устройстве общества. Он не только пишет новые научные труды, принесшие ему членство в Международной психоаналитической ассоциации, но и стремится активно участвовать в преобразовании мира. В 1960 году он становится членом Социалистической партии США и пишет её программу, которая, впрочем, не была принята из-за партийных разногласий.

Почти до конца жизни Фромм участвует в политической жизни, страстно желая привить людям свой гуманистический взгляд и приверженность высшим идеалам свободы, равенства, добра и справедливости. В 1962 году в качестве наблюдателя Фромм принимает участие в конференции по разоружению в Москве.

За три года до своей кончины Фромм издает, пожалуй, важнейшую свою книгу «Иметь или быть», которая наряду с трактатами «Душа человека», «Искусство любить», «Забытый язык» и другими, становится неоценимым вкладом в общемировую культуру. Взгляды Фромма оказали несомненное влияние на современную педагогику, психологию, социологию, политику, литературу, кинематограф.

Скончался Фромм в Швейцарии в 1980 году после трех перенесенных инфарктов.

Фрейдо-марксизм
Наибольшее влияние на Фромма оказали труды Карла Маркса и Зигмунда Фрейда. У Фрейда он почерпнул идею о существенном влиянии бессознательного на личность человека, а труды Маркса сформировали у Фромма взгляды на значимость социальных отношений и общественно-государственного устройства, воздействием которых зачастую определяется поведение людей.

С верой в человека
Сквозь все работы Фромма красной нитью проходит величайшее уважение к человеку, понимание, сочувствие и убежденная вера в безграничность человеческих возможностей.

Означает ли это, что Фромм не видит недостатков в природе человека и его любовь к людям слепа? Вовсе нет. Фромм много критикует человеческие пороки и слабости, разрушительное поведение и фальшивые взаимоотношения. Но при этом в трудах Фромма нет осуждения человека как такового, зато есть понимание причин человеческих терзаний и поиск условий, в которых в полной мере могло бы проявиться все лучшее, что есть в человеке.

В чем же, по мнению Фромма, источник всех человеческих проблем?
В первую очередь в том, что, будучи по сути биологическим существом, животным, с присущими животному инстинктами и потребностями, человек одновременно является и существом наделенным разумом, способным осознавать свою жизнь и имеющим сугубо человеческие потребности, чувства и желания.

Получив разум, человек стал единственным животным, осознающим неизбежность смерти и понимающим ограниченность своего существования. Как жить, зачем жить, на что ориентироваться и каким целям следовать эти вопросы, сугубо человеческие, неизбежно встают перед каждым из нас и являются источником многих переживаний и невротических расстройств.

Самосознание толкает человека к выделению себя из сообщества подобных, к стремлению быть непохожим на других, к отделению от мира индивидуализации (свободе). Но биологическая сущность заставляет человека стремиться быть частью общего мира, принадлежать определенному сообществу, чувствовать себя в сродстве с кем-либо укорененности (безопасности). Это непреодолимое противоречие между стремлением к индивидуализации (свободе) и потребностью в принадлежности, дающей безопасность (в укорененности) и есть, по Фромму, главная проблема человеческого существования, разрешение которой он видит только в понимаемой особым образом любви.

Добавить комментарий